Кто мы, зачем мы здесь,
Живы мы или нет -
Дикой пчеле всё равно,
Мир для неё внизу
Только дорога цветов
(C) Булат Габдрахманов
Недавно, совершенно не имея на то умысла, удалось отождествиться с разумом пчел, муравьев и других коллективных насекомых. Не знаю почему так вышли и зачем мне эти знания, но решил, что нужно поделиться ими здесь.
Мне всегда представлялось, что у этих насекомых реально такой коллективный ум. Где каждая особь – это что-то вроде биоробота, самостоятельно передвигающегося зонда или инструмента. Но оказывается все несколько иначе: Конечно, поведение любых насекомых предельно заскриптовано – они мастера инстинкта! Способны совершать весьма сложные операции, практически при полном отсутствии сознания. Незачем думать, когда есть готовые программы на любой случай. А за этих-то ребят, казалось бы, вообще все решает коллектив. Тем не менее, оказалось, что каждая особь ощущает себя вполне обособленной и имеет внутреннюю мотивацию. Т. е., можно сказать, что движет ей не какая-то общая воля, а собственные желание. Есть и свобода выбора в рамках своих задач. Однако, самостоятельно анализировать ситуации особо не требуется, объекты, представляющие интерес как бы «подсвечиваются» различными маркерам, например, цветы для пчелы буквально сияют, как огни аэродрома. Весь остальной мир, для нее, практически не существует, исчезая из внимания. Отсюда и точность действий. В этом плане, кстати, мы не так уж сильно отличаемся. ) Опять же замечу, что никакой коллективный разум не тащит эту пчелу на веревке. Она сама делает то, на что у нее возникают желания.
У муравьев, в этом плане, все несколько печальнее. Их словно движет по обозначенным коридорам какая внешняя сила, лапы буквально сами передвигаются. Возможно какие-то химические метки приводят их в движение…. Не до конца понял. Но тем не менее, особь все рано обособлена. При этом, чем дальше муравей уходит от размеченных территорий, тем самостоятельнее он становится. В определенный момент влияние этой внешней силы сходит на нет, и в полную силу начинает работать внутренняя мотивация. Поэтому, опять же, нельзя объяснить сложно поведение отдельной особи те, что за него коллективный мозг думает.
В целом, еще раз убеждаюсь, что нельзя назвать какое-то существо умным, глупым или примитивным. Каждое из них отлично приспособлено к своему способу существования и отлично себя при этом чувствует.